- Тема, формат, цели и задачи обучающего курса
- Формы и типы обучающего видео урока/занятия
- Определение целевой аудитории
- Структура и план курса
- Описание курса и содержания урока
- Подготовка сценария/конспекта
- Камера и микрофон
- Место и фон съемок
- Освещение
- Образ ведущего
- Запись видео уроков/занятий
- Продолжительность курса и урока/занятия
- Поиск и скачивание бесплатной музыки для курсов на YouTube
- Некоторые риски в сфере интеллектуальной собственности при создании программного продукта
- Необходимость «очистки» музыкальных произведений
- Защита прав на хореографические произведения
- Объекты авторских прав
- Использование объектов чужих авторских прав
- Ответственность за нарушение авторских прав
- Срок действия авторских прав
- Права автора
Как самостоятельно создать обучающий видео или аудиокурс дома или в офисе
(пошаговое руководство)
Чтобы выпустить полезный видео/аудио курс, необязательно оканчивать специализированный ВУЗ и тратить денежные средства на аппаратуру. Качественный обучающий видео/аудио курс под силу сделать каждому за небольшие деньги: достаточно смартфона или любительской видеокамеры.
Вы можете создать курс абсолютно бесплатно, сделав всё самостоятельно. И первая продажа пойдёт сразу в Ваш доход. А можете привлечь к этому делу специалистов.
Всё зависит в первую очередь от Вашего желания, и только потом уже от навыков и материальных возможностей. Но, для того чтобы заработать свои первые деньги на обучающих онлайн курсах, можно сделать всё самостоятельно, а заработанные деньги использовать на создание следующего курса силами профессионалов.
- Тема, формат, цели и задачи обучающего курса.
Почему важно делать все «по науке»? Банальная уверенность в том, что Вы знаете ответы на все вопросы, может сыграть злую шутку.
В итоге может оказаться, что зрители/слушателии так знают то, чему их учит Ваш курс. Или, наоборот, курс изобилует новой, но, увы, бесполезной информацией. Значит работа сделана зря. Как итог: череда утомительных переделок, доделок и нервотрепки. Переделывая курс Вы тратите время, силы, деньги.
Итак, определите тему курса, его название и формат (аудио или видео).
Определите цель и поставьте задачи курса.
Цель курса. Для чего Вы создаете курс? Правильный ответ на вопрос — уже половина успеха. «Понимать» и «знать» — зритель/слушатель не цели курса. Важно, чтобы зритель/слушатель не просто что-то «понимал» или «знал», а использовал полученные навыки и добивался конкретного результата.
Сформулировать цель просто: ответьте на вопрос: «Что зритель/слушатель должен делать после обучения?» Из ответа станет понятно, какой результат вы ждете. Это поможет определить структуру курса, понять, нужны ли практические задания или лучше сделать упор на теорию.
Тема курса может быть одна, а цели разные.
Чтобы концентрация пользы в будущем курсе зашкаливала, цель курса раздробите на подцели – чему зритель/слушатель должен научиться после конкретного урока/занятия в курсе.
Каждый урок/занятие должны преследовать конкретную цель. Иначе размещать их в курсе не имеет смысла. Распишите на бумаге все те подцели, которые нужно проработать в учебном курсе. Каждая из них станет ступенькой к достижению главной задачи. Это называется декомпозицией цели.
Задачи курса. Сформулируйте задачи обучения:
- чему именно Вы хотите научить;
- каким навыкам зрители/слушатели должны обучиться и что должно измениться в результате;
- что нового обучающийся узнает и какой результат получит.
Когда задачи поставлена, ответьте себе на ряд вопросов: Как можно этому научить? Какая нужна практика, чтобы освоить тему? Что пригодится из теории? Можно ли этому вообще научить?
Если Вы знаете задачи, будет проще определиться с формой и типом обучающего курса.
- Формы и типы обучающего видео урока/занятия.
2.1. Формы обучающего видео:
- скринкаст: запись с экрана компьютера и закадровым голосом, который комментирует происходящее в видео. Для записи видео с экрана Вам потребуется специальная программа;
- видео сопровождение или видео с «говорящей головой»: человек сидит перед камерой и делится своими знаниями;
- видео урок: короткий обучающий ролик. По формату похож на ТВ-передачу (кулинарные программы, научные эксперименты и т.д.).
2.2. Типы обучающего видео:
-
- информационный. Основная цель – проинформировать зрителей о чем-либо и рассказать, как использовать полученные знания. Упор делайте на броские цепляющие тексты и красочное оформление;
- мотивационный. Основная цель – побудить зрителей изменить подход или отношение к чему-либо. В таком курсе теория органично переплетена с практикой. В уроках/занятиях курса можно использовать игры, тесты, диалоги. В таких курсах хорошо срабатывает персонаж – вовлекает в обучение. В материале про пожарную безопасность логично будет смотреться пожарный инструктор. Он расскажет, к чему приводит пренебрежение правилами и как избежать ЧП. Также важно добавить побольше практических заданий;
- тренинговый. Основная цель – «прокачать» старый навык или развить новый. В таком курсе минимум теории, больше кейсов и практики: диалоговые тренажеры, тесты, интерактивные игры по теме. Большой плюс, если курс будет пронизан историей с четкой сюжетной линией. Это усилит интерес к обучению.
- Определение целевой аудитории.
Даже если Вы снимаете видео урок не для широкой аудитории, а, к примеру, для студентов, определить целевую аудиторию важно. Это поможет сделать видео максимально полезным.
Важно чувствовать свою аудиторию и научиться думать, как она, говорить на ее языке. В этом залог успеха.
Понять, кто Ваш зритель/слушатель можно, ответив на простой вопрос «Как хорошо зрители/слушатели разбираются в предмете?».
Определяя целевую аудиторию будущего курса, учитывайте следующие параметры: средний возраст, соотношение женщин и мужчин, глубину знаний по теме. К примеру, если «студентам» старше 35 лет, то курс целесообразно создавать более строгим в оформлении. Если обучающимся 25 и чуть выше, курс можно сделать «молодежнее»: добавить геймификацию, использовать броскую анимацию и т.д.
Уделите отдельное внимание мотивации. Хотят ли люди учиться? Будут ли считать ли курс полезным? Если нет, то в начале курса нужно объяснить, как новые знания упростят зрителям/слушателям жизнь. Не достаточно просто сказать: «это важно».
- Структура и план курса.
4.1. Структура курса.
Структура – это порядок. Структура помогает придать курсу форму. Без структуры курс – просто подборка видеоряда, со структурой – образовательный продукт.
Структура невидима сама по себе, но она влияет на организацию курса, его содержание, ритм и восприятие. Когда структура правильная, курс выглядит логично, зрителю/слушателю легко в него погрузиться и запомнить важное.
Первое, чему нужно научиться при создании структуры, — делить курс на уроки/занятия. Урок/занятие – это блок логически связанной информации, аналог раздела в книге.
Урок/занятие делится на три части: введение, основная часть и заключение.
Через уроки/занятия показывается внутренняя логика курса.
Логика курса – это строгая последовательность выдаваемой информации. Одна тема следует за другой. Каждая новая тема должна основываться на предыдущей.
4.2. План курса.
Составьте план курса: очередность и название уроков/занятий, входящих в курс.
Всё зависит от того сколько у Вас будет уроков и как Вы хотите преподнести Ваши знания.
Уроки/занятия рекомендуем пронумеровать.
- Описание курса и содержания урока.
Это искусство создать такое описание курса и содержание урока, читая который сразу же захотелось бы его купить.
Зритель/слушатель приобретает только те курсы, которые помогают закрыть текущую неудовлетворенность или решить конкретную свою проблему. Люди не покупают продукт. Они покупают результат и доступ к желанному будущему. Из описания обучающийся должен понять, что Ваш курс и/или методика уникальны, единственные в своем роде и не встречаются у конкурентов.
Правила написания «сильного» текста:
- будьте проще. Старайтесь писать простые и понятные фразы, избегайте длинных слов. Так легче уловить суть;
- отожмите воду. Писать длинно и замысловато было модно в девятнадцатом веке. Сегодня темп сжат до предела и на многоступенчатые повествования нет времени. Фокусируйтесь на важном;
- думайте о пользе. Создав описание, поставьте себя на место обучающегося: «Интересно ли будет мне смотреть/слушать такой материал? А полезно?». Курс должен вести обучающегося к желаемому результату. Описывать нужно не курс, а возможности, которые получит обучающийся после просмотра/прослушивания вашего курса.
Составляя описание, предоставьте обучающемуся увидеть очевидные ответы на вопросы:
- какую пользу несет курс, какую проблему решает;
- что обучающийся получит в итоге;
- когда обучающийся получит заявленный эффект.
Применяя принцип персонализации, мы получаем заинтересованных обучающихся, жаждущих пройти курс;
- увлекайте. Люди лучше запоминают информацию, подкрепленную интересными фактами и цитатами.
- Подготовка сценария/конспекта.
Даже если Вы отлично разбираетесь в теме, проработать сценарий/конспект надо.
Сценарий/конспект – это детальное описание будущего курса: из каких уроков/занятий состоит, что происходит на каждом уроке/занятии и т.д.
Без сценария/конспекта трудно собрать курс. Тех, кто этим шагом пренебрег, ждет череда «переделок» и «перекроек», логические нестыковки, неэффективно потраченное время и однобокое отражение темы и, как итог: такой курс бесполезен.
Сценарий/конспект поможет:
- сконцентрировать суть и отсечь лишнее;
- структурировать выступление, продумать тезисы и советы, которые сделают урок/занятие более насыщенным и ценным;
- избежать ненужных пауз и междометий по типу «эээ» и «ммм». Если Вы вдруг собьетесь и потеряете ход мысли, под рукой всегда будет шпаргалка.
Чтобы составить качественный сценарий/конспект, достаточно хорошо разбираться в теме будущего курса и следовать инструкции.
Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет урок/занятие.
В середине сценария/конспекта максимально подробно раскройте тему урока/занятия.
В конце сценария/конспекта сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам.
Составьте небольшой анонс следующего урока/занятия: зритель всегда должен хотеть добавки.
Со временем, когда Вы привыкните работать в кадре, сценарий/конспект можно свести к десятку опорных тезисов, и построить выступление на чистой импровизации. Однако, поначалу сценарий/конспект необходим.
- Камера и микрофон.
Для записи Вы можете использовать камеру:
- своего смартфона, обеспечив стабилизацию смартфона подручными средствами;
- камеру (от любительской до профессиональной).
Микрофоны бывают динамические и конденсаторные.
Динамические микрофоны позволяют лучше подавлять эхо и фоновый шум.
Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к фоновому шуму и малейшим звукам. С их помощью можно добиться отличного звучания при условии, что запись проводится в полной тишине.
Лучший микрофон для видеосъемки – маленький и незаметный.
Для видео уроков/занятий подойдут следующие типы микрофонов:
- штатный микрофон смартфона или камеры (самый бюджетный вариант);
- петличный микрофон или «петличка» — маленький и легкий микрофон, который крепится к одежде. Благодаря миниатюрности он почти незаметен и не мешает ведущему, который может спокойно ходить, жестикулировать, брать в руки предметы. Петличка улавливает звуки только в радиусе 20-30 сантиметров вокруг себя, фильтруя отдаленные шумы. Петличный микрофон подходит для интервью и съемки видео, в которых ведущий говорит в течение долгого времени;
- головной микрофон (бюджетный вариант), представляет собой обычные наушники с гарнитурой. Предпочтительнее использовать модели без наушников. Головной микрофон всегда держится на одном расстоянии ото рта и не трется об одежду во время движения, как это иногда бывает с «петличкой». Такой тип микрофона тоже подходит для съемки видео и интервью;
- накамерный микрофон или «пушка» — устройство, которое крепится на видео- или фотокамеру. «Пушка» ловит звуки строго перед собой, фильтруя то, что звучит по бокам. Такой микрофон всегда за кадром, потому не отвлекает внимание. К тому же «пушку» можно прикрепить к специальному держателю «удочке» и поднести ближе к ведущему, чтобы качественно прописать каждую реплику. «Пушка» подходит для записи диалогов, когда разговаривают несколько человек, или при съемке общего плана.
Если вы настроены серьезно, стоит выбирать микрофоны продвинутого уровня. Но можно начать с бюджетных микрофонов, хоть они и уступают по качеству.
- Место и фон съемок.
Популярность видео во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. В идеале место съемки должно на 100% подходить под тему видео урока/занятия.
Фоном может стать любая локация. В качестве фона можно использовать обыкновенную стену. Главное, чтобы обои были однотонные.
Фон задает тему. Так, если человек стоит на фоне библиотеки, у зрителя подсознательно возникает ассоциация с писателем или ученым.
Решить вопрос с фоном можно и другим способом: купить.
Сменный фон для съемки легко установить даже в квартире.
Сменные фоны делятся на несколько типов. Самые популярные это:
- бумажный фон (номер один для домашних условий). На матовую поверхность бумаги свет ложится равномерно, без бликов, а значит ничто не отвлечет внимание от ведущего в кадре. К тому же, бумажный фон стоит недорого. Минус: легко рвется;
- тканевый фон не мнется и не боится стирки. Ткань можно постелить на любую неровную поверхность. Такой фон придает мягкость картинке. Тканевый фон можно изготовить самостоятельно из флизелина;
- нетканевый фон (синтетическое полотно) сглаживает тени и придает мягкости картинке. Еще одно преимущество: синтетика не боится влаги и быстро сохнет. Вдобавок, рулон «нетканки» дешевле бумаги на 20%. Большой популярностью при съемке пользуется синий и зеленый фоны (хромакей), или «синька» и «зеленка», как их называют профессионалы. Впоследствии на каждый из этих фонов можно наложить любые виртуальные декорации, сделанные на компьютере.
- Освещение.
«Рабочее освещение» — это очень яркий свет. Чтобы картинка была четкой, понадобится три светильника. От того, как Вы их расположите, зависит качество изображения.
Один из самых простых способов выставить свет:
- расположить ведущего в двух-трех метрах от фона;
- направить на ведущего один светильник. Он обеспечит основное освещение и сформирует тени. Учтите, лампа не должна слепить ведущего. Еще два светильника установить позади ведущего за пределами кадра и направить их на фон. Эти лампы должны быть в два раза мощнее светильника, направленного на ведущего.
В офисе или дома можно снимать и при естественном освещении:
- выберите помещение, в которое попадает больше всего солнечного света;
- раскройте шторы;
- встаньте напротив окна, чтобы вам на лицо падал солнечный свет. Лучше снимать рано утром, когда солнце светит ярче всего.
- Образ ведущего
Глядя на ведущего, зритель в первую минуту принимает решение: смотреть дальше или поискать другое видео. Поэтому внешний вид должен быть продуман до мелочей.
При выборе одежды главное, чтобы она выглядела опрятно и дополняла художественный образ.
Из-за неправильно подобранного костюма возникнут сложности и чисто технического характера.
Во время съемок лучше отказаться от:
- вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек: будут рябить на экране;
- пестрых костюмов: крикливые цвета режут глаз;
- нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона: рискуете раствориться в кадре.
Стильные аксессуары, такие как солнцезащитные очки, ожерелье или наручные часы должны скромно дополнять образ, а не отвлекать внимание зрителя.
Камера не любит тканей в крапинку и полоску, так как мелкий рисунок создает на экране эффект дрожания.
Нельзя одевать крупных блестящих вещей и аксессуаров: они бликуют на экране. Черный цвет прекрасно выглядит везде — и в офисе и на банкете, но только не на экране: черный цвет поглощает свет, одежда может выглядеть чересчур мрачной и делает человека старше. Для женщин это особенно важно. Красный и фиолетовый цвета камера тоже «не любит». Каждый цвет имеет свои оттенки. Поэтому если красный одевать не рекомендуется, то темно-бордовый может подойти. Основная рекомендация: нет яркой одежде! Но и полностью в белый лучше не облачаться, на фоне кипельно белого, цвет лица кажется серым. Лучший вариант для съемок — пиджак с юбкой или брюками и блузка с открытым воротом. Да, и надевайте на съемки только однотонное: одежда в цветочек или горошек не для вас! Цвета лучше коричневый, желтый, серый, зеленый, бежевый, любые экологические тона. Вашему наряду не помешает цветовой акцент. Яркий галстук или шарфик освежит лицо, не особо отвлекая на себя внимание. Даже если Вам сперва это покажется слишком смелым в обыденной жизни, в кадре будет в самый раз. Но помните, яркий акцент должен быть один. Если ваш костюм-темный, а рубашка однотонная — выберите яркий галстук. В случае с яркой рубашкой или костюмом, подойдет галстук приглушенных тонов. Женщина может надеть броское украшение, если ее наряд сдержанный.
Не забывайте и о том, что камера визуально прибавляет ведущему килограмм пять. Поэтому одежда должна скрывать недостатки фигуры: не надевайте ничего приталенного. Консервативная одежда, традиционные цвета (серый, темно-синий) воспринимается хорошо, спокойно и позволяет зрителю больше концентрироваться на ваших словах, а не на Вашей одежде.
Держитесь естественно, как во время обычной беседы. И тогда все получится.
Простое средство для проверки, как Вы будете выглядеть на экране: оденьтесь и встаньте напротив зеркала на расстоянии 10 шагов. Вы увидите картинку, которая будет на экране. Если изображение не плывет, не дрожит и не двоится, то значит Вы правильно подобрали костюм.
Важно: уделите внимание рукам. Зритель вряд ли хочет видеть крупным планом сломанные ногти, заусенцы на коже, желтые пальцы от сигарет и т.д.
Перед съемкой протрите лицо сухой салфеткой, слегка припудритесь. Тогда лицо не будет блестеть так, как будто вы обмазали его растительным маслом.
- Запись видео уроков/занятий.
11.1. Положите перед собой план урока/занятия. Достаточно лишь ключевых моментов. И когда Вы будете записывать урок/занятие, Вы не забудете о том, что хотели сказать и не придётся переделывать всё заново.
На все трудности произношения или заминки не обращайте внимания, расслабьтесь и делайте своё дело. Все «косяки» впоследствии Вы сможете убрать на этапе редактирования видео.
11.2. Перед чистовой записью видео урока/занятия прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте микрофон.
Не стоит записывать всю лекцию целиком. Пишите видео частями. Поделите выступление на короткие дубли. Между ними Вы сможете перевести дух, а оператор, если он у Вас есть, поменять ракурс камеры. Смена ракурса существенно разнообразит видеоряд.
11.3. При записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.
Когда вы прочитали один отрывок текста, улыбнитесь и сделайте паузу в 5 секунд. При этом не отрывайте взгляда от записывающей камеры. Такой видеокадр с «запасом» проще обрезать на монтаже.
11.4. Подготовьтесь к записи:
- выключите все кондиционеры, офисную технику;
- если Вы записываете видео на веб-камеру, выключите уведомления на компьютере ;
- снимая видео в конференц-зале или в офисе, закройте дверь;
- проверьте, не скрипит ли Ваш стул;
- выключите все, что звонит и мигает. А еще лучше - унесите эти вещи из комнаты;
- при использовании смартфона включите на нем«авиарежим».
Избегайте пустых комнат, так как звук в таких помещениях отражается от стен и создает ненужное эхо.
Важно: обращайтесь к зрителю/слушателю одинаково на протяжении всего курса.
- Продолжительность курса и урока/занятия.
Для удобства зрителей раздробите длинный урок/занятие на несколько эпизодов с логическим вступлением и завершением, как в телесериале. Короткие видео уроки/занятия можно объединить в темы, а темы – в учебный курс.
Средняя продолжительность одного учебного курса – 5 видео/аудио уроков/занятий.
В связи с тем, что интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания и приучил человека к коротким информационным порциям, рекомендованная продолжительность видео урока/занятия составляет от 3 до 10 минут. Идеальная продолжительность видео урока не должна превышать 7 минут.