Отзыв о книге «Победитель не получит ничего»
- 14.10.2019
- Публикация от: Анна Лебединец
- 526
- Категория: Журналистика Литература
Автор отзыва: Анна Шведова
Отзыв о книге «Победитель не получит ничего». Параллели между Эрнестом Хемингуэем и Максимом Горьким.
Не люблю декаданс, упаднические ритмы и людей, которые не решают проблемы. Не люблю монотонное зависание в луже жалости к себе, страха и лени. Очень недолго умею это терпеть.
Хемингуэй рисует калейдоскоп ситуаций – пожилой мужчина пытается повеситься, пара расстается, заядлый картежник получает пулю. Почему мне это нравится? Взгляд автора, атмосфера отрешенности – примерно те же чувства вызывает во мне «На дне» Горького.
Для такого чтения как минимум нужно сбавить внутренний темп. Исправить, переделать, поменять – стоп. Есть две стандартные истории, при которых наступает спокойствие и фиксация своей жизненной позиции – иллюзия, что достиг потолка, либо понимание, что не достиг ничего. Во взглядах Хемингуэя и Горького будет и то, и другое, и проскальзывающее мимо них третье – есть только то, что есть.
Герои ни несчастны, ни тревожны. Все идет своим чередом, как поезд по рельсам.
Интересная особенность этих произведений – многочисленные повторы в монологической речи. Каждого персонажа цепляет какая-то идея, вокруг которой он вьется потом пчелой.
Люди крутятся в закольцованных мыслях, повторяя их снова и снова. Все живут в себе. Чья-то судьба трагична, чья-то обыденна, у каждого своя роль и своя боль. Одно дело – не дожать, не дойти и не доехать. Другое дело – получить от жизни все и понять, что это было не все.
Ноль новизны, предопределенность бытия, отсутствие развития персонажей. Наборы повторяющихся алгоритмов поведения, выводящих внимание читателя за границы замкнутого в самом себе сюжета. Например, интересна сцена в кафе, три раза обыгранная Хемингуэем в разных ракурсах. Она начинается с одних и тех же строк, но заканчивается всегда по-разному по форме и одинаково по сути. У мужчины задерживается поезд, он ждет в кафе. Изнутри его гложет то, что он разводится с женой. Три истории в одной и той же ситуации – три разных разговора с официанткой – три разных поступка, а результат один – «Я думал, что если заговорю об этом, то боль притупится. Но мне только стало паршиво».
В трагедии, как и в обыденности, есть свой шарм. Чувство такое, как когда уже опоздал на самолет. Не нужно больше никуда бежать – это все бесполезно. Люди пестуют надежду, но недооценивают силу безнадежности – силу свободы. А ведь именно в ней есть избавление от того, чтобы быть лучше или не быть хуже, казаться смелее или сложнее. И тогда с глаз стирается копоть, и становится видно намного больше.
Иногда падает что-то на голову обухом, и появляется мысль – это произошло, но я все еще здесь. Все ставки проиграны, но я все еще живу. Я смотрю в пустоту и вижу, что она никогда не была пустой. Просто, когда бежишь куда-то, некогда толком смотреть. Чтобы видеть то, что находится вокруг, нужно перестать упираться в конкретную точку.
Я все еще живу. Я все еще живу, и этого достаточно, чтобы испытывать все то, что я испытываю сейчас.