Отзыв о книге: The Jacket (or The Star Rover)
- 11.10.2019
- Публикация от: Анна Лебединец
- 665
- Категория: Журналистика Литература
Отзыв о книге: The Jacket (or The Star Rover) «Смирительная рубашка» или «Межзвездный скиталец».
Главное действие романа происходит в тюрьме Сан-Квентин, где герой Даррел Стендинг отбывает срок заключения. Его ложно обвиняют в том, что он спрятал динамит. Доказать, что никакого динамита изначально не было, не получается. Даррел еще до этого был причислен к «неисправимым», поэтому его объяснения игнорируются. Как говорят англичане, ‘give a dog a bad name’. Эта фраза повторяется из раза в раз по тексту. ‘I was the dog that had been given a bad name’. И только в голове у читателя отдается звон законного продолжения этой фразы – ‘..and hang it’. Именно это и происходит в конце. Главного героя вешают. Но до того, как это случится, Лондон спрессует в романе мириады столетий, оживленные с помощью всего арсенала его жизненного опыта и образования. При практически неподвижной фабуле, движение сюжета уходит не наружу, а внутрь. Лондон был хорошо знаком как с европейской, так и с восточной культурной традицией. Сверх того, он привел современные эволюционные трактовки развития и существования человека и общества.
Интересно, что сама история заключенного из Сан-Квентин действительно основана на реальных событиях. Эд Моррелл, друг Лондона и прототип главного героя, был заключенным в этой тюрьме. Он оставил после себя автобиографию. По его словам, пять лет в одиночной камере, пытка смирительной рубашкой и «двойной» смирительной рубашкой происходили на самом деле.
Герой романа, в полностью обездвиженном состоянии, попадал в глубокую сенсорную депривацию и видел свои «прошлые жизни». «Путешествия по звездам» я воспринимаю как красивую метафору некой «композиции» личности. В ней выражен единый принцип поведения, который реализуется в разных формах и при разных обстоятельствах. Лондон показывает «личность» фундаментально, из глубины. Возможно, поэтому некоторые критики писали, что, с их точки зрения, все микроистории романа слабо связаны между собой. В этом произведении «я» — это не набор привычек, груза памяти, мировоззрения, а некий костяк принципов и черт характера, который объединяет совершенно разных, на первый взгляд, людей. Персонаж видит связность жизни за рамками времени и пространства. Это — одна и та же игра, в которой его роль как Даррела Стендинга (или кого-либо еще) совершенно незначительна. Поэтому уходит страх. Это исчезновение страха он последовательно называет ‘red wrath’. Вспоминая каждую «предыдущую жизнь», он всегда заканчивает ее в этом состоянии ‘red wrath’, «ярости», «преодоления». В нем он из раза в раз идет на смерть. Но люди из «астрального института» явно воспринимают этот момент более буквально. И, к слову, ссылки на них появляются в поисковиках намного раньше, чем реальные откровения Эда Моррелла.
Книга очень насыщенная. Лондон упомянул в ней шумерские, древнегреческие и древнегерманские мифы, митраизм, христианство, буддизм, индуизм, индейский анимизм и так далее. Часть «путешествий по звездам» основана на жизни реальных людей, например, Даниэля Фосса и Хендрика Хэмела. Он давал и научную трактовку всего происходящего, основанную на теории эволюции и генетике в том виде, в котором она тогда была развита. «Смирительная рубашка» — это один из последних его романов, опубликованных при жизни. При том, что к 1914 году Джек Лондон был одним из самых популярных авторов, эта книга потерпела полный крах и оставила его практически в нищете.
Рекомендую к прочтению! Из переводов могу посоветовать вариант Т. Озерской (1961) или Н. Кранихфельда, Е. Цедербаума (2008).